Рязанская область: молочные реки

Фильтры

Регион

Новости

Рязанская область: молочные реки

О работе и планах Агропромышленной группы «Молочный продукт», а также перспективах агропромышленного комплекса в целом рассказывает её генеральный директор Кирилл Ершов.

Агропромышленная группа «Молочный продукт» — вертикально интегрированный сельскохозяйственный холдинг, предприятия компании расположены в различных районах Рязанской области ― Рязанском, Пронском, Кораблинском, Сапожковском, Сараевском и Новодеревенском. Агропромгруппа производит молоко, свинину и зерновые. На предприятиях холдинга работает свыше 2,2 тысячи человек, что делает «Молочный продукт» одним из крупнейших сельхозпредприятий в Рязанской области.

― Кирилл Викторович, предваряя разговор на тему, касающуюся АПК, традиционный вопрос: может ли сельское хозяйство в Рязанской области быть прибыльным и перспективным?

― Может. По крайней мере, должно. Но, к сожалению, добиваться положительных показателей с каждым годом объективно становится всё сложнее и сложнее. Мы сейчас защищаем свой бюджет на будущий год, и уже невооруженным глазом видно, что оставаться прибыльными при нынешних и грядущих ценах на ресурсы очень сложно. Удобрение, ГСМ, электроэнергия ― это наиболее затратные статьи, которые с каждым годом только растут. Конечно, если бы у нас был Краснодарский край, где урожайность 50-60 центнеров с гектара, тогда было бы проще. Однако Россия ― это не только Краснодарский край, средняя урожайность по стране составляет около 19 центнеров на гектар.

― А разве нет специальных цен для сельхозпроизводителей?

― Есть такое понятие, как льготное топливо, о котором Минсельхоз договаривается с крупными производителями, и это замечательно. Тем не менее, то, какой будет специальная цена, зависит от рыночных цен. Если в прошлом году, к примеру, рыночная цена была 22 рубля за литр, то сейчас оно стоит порядка 26-27 рублей. Кроме того, льготное топливо имеет свойство к концу сезона заканчиваться, после чего сразу идёт повышение рыночной цены.
― Но в магазинах же тоже всё дорожает…

― Это в магазинах. Для сельхозпроизводителя, как правило, как была цена 5-6 тысяч рублей за тонну
продовольственной пшеницы, такой она и осталась. Молоко подросло, но не сильно. Если посмотреть на розничные цены и то, за сколько мы продаём свою продукцию переработчикам, станет понятно, где и какая маржа остаётся.

― Сейчас много разговоров о последствиях (в том числе и для сельского хозяйства) вступления России во Всемирную торговую организацию. Какие ваши прогнозы — станет легче или наоборот?

― Думаю, легче не станет. Наверное, потребителю будет лучше в том плане, что снизятся цены на некоторые группы товаров. А вот отечественному сельхозпроизводителю, как мне кажется, станет только труднее, поскольку конкурировать с высокотехнологичными западными компаниями будет трудно.

― Получается, сельскому хозяйству неизменно нужна поддержка государства?

― Конечно. На самом деле все государства так или иначе поддерживают и регулируют своё сельское хозяйство, это вопрос национальной безопасности.

― На свинокомплексе «Молочного продукта» в Сараях действует уникальная для России система очистных сооружений. Насколько известно, на том же Западе подобные проекты дотируются государством?

― Либо дотируются, либо они выгодны. В Европе, в частности, во всём, что касается экологии, участвует государство. Также сейчас там очень модно заниматься биотопливом, и сельхозпредприятиям даже выгодно утилизировать свои отходы таким образом, чтобы на этом ещё и зарабатывать, продавая энергию. В России же пока это невозможно. Между тем, современные высокотехнологичные очистные сооружения в тех же Сараях составляют по стоимости примерно треть от всего комплекса. И понятно, что при прочих равных условиях это неизбежно будет сказываться на себестоимости продукции, конкурировать будет сложнее. Парадоксально, но, вкладываясь в современные технологии, сельхозпредприятие рискует проиграть конкуренцию технологически отсталым хозяйствам. Наверное, это неправильно.

― Кирилл Викторович, сколько предприятий на данный момент входит в агрохолдинг «Молочный продукт»?

― Производством молока занимаются 17 сельхозорганизаций — две мегафермы (в Рязанском и Пронском районах) и 15 традиционных ферм. Современный свиноводческий комплекс располагается в Сараевском районе и состоит из племенной фермы, откормочника и селекционно-гибридного центра, где мы выращиваем племенных животных таких пород, как Крупная белая, Ландрас, Дюрок.

― Куда вы деваете племенных поросят?

― Используем для пополнения своего поголовья и продаём. Мы очень серьёзно подходим к вопросу селекции, поэтому наши поросята пользуются хорошим спросом у крупных свинокомплексов. Если не заниматься генетикой животных, они быстро выродятся. Кстати, вопрос селекции актуален не только для животноводства, но и растениеводства.

― В последнее время стало модным привозить, например, коров из-за рубежа…

― Это не мода, а необходимость, потому что генетикой в России применительно к крупному рогатому скоту очень долго не занимались вообще, и в итоге весь качественный скот выродился. В наши хозяйства мы завозили коров из Канады. Но я считаю, что будущее России должно быть в её собственных руках, поэтому свой скот необходимо выращивать самостоятельно. Мало кто до последнего времени уделял этому внимание, поэтому, например, мясное животноводство в нашей стране, по сути, только начинает развиваться.

― Как это только начинает? Что ж мы тогда ели раньше? Молочных коров?

― В основном молочных, которые выбраковываются в результате естественного отбора стада. Бывает, что так называемые молочные коровы выбраковываются уже после трёх-пяти лактаций. Но это неправильно: молочные коровы должны давать молоко, для мяса есть специальные породы.

― Кирилл Викторович, где можно купить свинину с ваших предприятий?

― У нас пока нет своего мясокомбината, и розницей мы, по сути, не занимаемся. Мы поставляем продукцию на крупные мясокомбинаты, например, Захаровский. В планах, конечно, перейти к самостоятельной переработке и выйти в крупные оптово-розничные сети.

― По молоку вы тоже в розницу не работаете?

― Мы поставляем молоко крупным производителям ― PepsiCo и Ehrmann. Можно сказать, каждый десятый йогурт Ehrmann сделан из нашего молока.

― А куда уходят ваши зерновые?

― Мы производим качественную пшеницу 3-4 класса, которая идёт исключительно на муку. Среди основных потребителей ― мукомольные предприятия Рязанской и Московской областей. Есть программа выращивания пивоваренного ячменя, который поставляется пивоваренным компаниям «Балтика», Cargill и другим. Также мы производим и фуражное зерно, которое преимущественно остаётся у нас для производства кормов. Излишки мы экспортируем. Одним из перспективных направлений развития этого сектора производства нашей группы является выращивание маржинальных культур (рапс, подсолнечник), которые приносят ощутимый доход с гектара.

― Извините за дилетантский вопрос, но как всем этим географическим и отраслевым многообразием, которое наблюдается в вашем агрохолдинге, управлять?

― Это непросто, но куда деваться. Уделяем огромное внимание контролю с применением самых современных систем ― в конце концов, в управлении предприятиями нашего холдинга находится свыше 102 тысячи гектаров только одной земли. Мы устанавливаем системы GPS на свою технику, датчики контроля топлива и так далее. На молочных мегафермах, кстати, у нас каждая корова с персональным чипом.

― Какие планы на 2012 год?

― К лету 2012 года мы намерены запустить комбикормовый завод мощностью до 340 тысяч тонн комбикормов в год. Это позволит нам снизить себестоимость свинины, так как 60% себестоимости ― это корма, которые мы сейчас закупаем на других заводах. До конца 2012 года в планах запустить ещё четыре свиноводческие площадки.

― Конечно, модернизированное предприятие лучше, чем не модернизированное, но сразу возникает вопрос с подготовкой персонала. Как он решается?

― Это действительно проблема ― квалифицированных кадров катастрофически не хватает. Наши сотрудники на свинокомплексе получают в среднем 24 тысячи рублей, но кадровая проблема остаётся. Разумеется, нужно воспитывать молодых специалистов, но многое упирается в социальную обеспеченность села. Взвалить всё это исключительно на себя предприятия АПК не могут, так как это очень большие издержки. Тем не менее, я считаю, что развивать село не только нужно, но и возможно.

Источник: mediaryazan.ru

Также в разделе

Комментарии (0)